На жаль, українська версія публікації відсутня, пропонуємо варіант на російській мові

Елена Войнаровская - Присутствие

28.11.2016 · НовиниЕлена Войнаровская - Присутствие

Политические кризисы загадочным образом стимулируют развитие культуры страны, в которой они происходят. За последние пару лет независимую музыкальную сцену Украины захлестнула волна «неофитов» различной степени одарённости. В бесконечном потоке броских новых имён легко забыть об авторах, проверенных временем. Между тем, они — люди, убедительно доказавшие независимость своей активности от политического климата — тоже продолжают давать концерты и выпускать новые пластинки.

Дебютный альбом «Присутствие» одесского автора-исполнителя Елены Войнаровской, которая в тандеме с Ольгой Пулатовой составляет творческий костяк хорошо знакомой слушателю группы Flёur — отличная находка для как для тех, кто помнит о том, что «старый друг лучше новых двух», так и для слушателей, которые увлечены поиском новинок. Вроде бы и автор «с репутацией», и, вместе с тем, проект — новый.

Строго говоря, свежая запись одной из солисток культовой одесской группы не является её сольным дебютом. В 2012 году одесский лейбл Cardiowave опубликовал двойной альбом «Вальсирующие во тьме» проекта «МРФ», в котором Елена также выступала в роли вокалистки и автора песен. А в 2015-м был выпущен диск «Тонкие травинки». На нём Елена декламирует свои стихотворения под аккомпанемент музыки в стиле эмбиент.

И всё-таки «Присутствие» — действительно первая сольная пластинка Елены, целенаправленно фиксирующая тот музыкальный и поэтический максимум, на который  способна Войнаровская. «МРФ» — проект со своей спецификой и сложной предысторией, которые дают ему право на то, чтобы стоять особняком от понятия «сольный альбом» и существовать как отдельное культурное явление. А диск «Тонкие травинки» всё-таки относится к категории озвученных литературных произведений, а не к песенным альбомам.

Лирика всегда была одной из ключевых составляющих творчества Елены Войнаровской. Мастерски выписанная с точки зрения формы, честно выстраданная в отношении содержания, она притягивала к себе внимание слушателя не меньше, чем музыка. Альбом «Присутствие» не стал в этом смысле исключением. Тексты — прочный фундамент его творческой Вселенной.

Елена Войнаровская

Войнаровская известна публике прежде всего как мягкий и деликатный лирик, автор многих философских созерцательных композиций из репертуара группы Flёur. В составе «Присутствия» эта грань таланта Елены представлена в полной мере. Тексты такого рода складываются на пластинке в единую историю. Заглавная песня альбома воплощает ощущения человека, который замер в ожидании счастья. Песни «Двое у окна» и «Кофейные зёрнышки» выражают твёрдую веру героя в осуществление его заветных надежд. Вальс «Эдельвейсы» недвусмысленно намекает: дабы вырваться из плена серых будней и воплотить в жизнь собственные светлые фантазии, человеку самому нужно потрудиться над этим. О том, что для этих трудов нам от рождения дан мощнейший творческий потенциал, очень точно говорит произведение «Автопортрет».

В полной мере продемонстрировав привычную для слушателей поэтическую ипостась, на сольной пластинке Елена чуть ли не впервые решилась активно попробовать себя в роли автора хлёстких «шлягеров». Одна из наиболее ярких песен альбома под названием «Банка с краской» звучит как настойчивый призыв к действию, адресованный человеку, который в буквальном смысле парализован неуверенностью в себе. Войнаровская — поэтесса изысканная. Даже призывы в её устах почти свободны от лозунгово-плакатных интонаций. Но звучат они вполне прямолинейно, без неуместной в данном случае деликатности. К той же категории условных «шлягеров» принадлежат  композиции «Большая ложь» и «То, что делает нас людьми» — изящные, но очень конкретные рифмованные инструкции по борьбе с личностным кризисом.

Отдавая дань непростому для Украины времени, «Присутствие» предлагает слушателю композиции, проникнутые антимилитаристским пафосом. Речь идёт о песнях «Карфаген» и «Уходили парни на войну». И если первая из них, возможно, лишь по воле случая получилась созвучной текущим событиям в Украине (описание военных действий в ней можно воспринять не буквально, а как некий символ духовной борьбы человека), то вторая писалась на злобу дня. Песня тонко и объёмно передаёт болевые ощущения от того, что сейчас происходит в стране. Она имеет все шансы войти в золотой фонд русскоязычной военной лирики.

Неожиданный сюрприз пластинки — композиция «Город в солнце». Впервые за свою публичную карьеру Елена включила в номерной альбом песню, принадлежащую перу другого автора — поэта и композитора Анжея Захарищева Фон Брауша, лидера группы «Оберманекен». Уверенно исполняя в своём альбоме чужое произведение, Войнаровская демонстрирует умение прочувствовать художественный мир другого человека.

Инструментальная составляющая «Присутствия» — фирменный симбиоз благородных акустических инструментов, мелодий и гармоний а-ля советская киномузыка Шнитке и Рыбникова, аккуратных электронных эффектов и лёгкого налёта готической нео-романтики вроде Cocteau Twins. Над диском работали все ключевые иструменталисты современного состава Flёur. При этом барабанщик Алексей Ткачевский, клавишница и композитор Екатерина Котельникова, а также скрипачка Анастасия Кузьмина  играют в коллективе Flёur буквально с первых лет его существования.

Неудивительно, что сольный альбом Елены прочно опирается на творческий опыт её «главной» группы. Впрочем, речь идёт не о самоповторах, а о верности однажды избранной музыкальной традиции. Один из способов эволюции ранее изобретённого музыкального языка на «Присутствии» — неожиданные сочетания хорошо отработанных его элементов. Так, «Карфаген» звучит как любопытная комбинация почти рокерских риффов композиции «Два облака» (альбом «Эйфория», 2008 г.) с «испанскими» гармониями и ритмами «Печального клоуна» («Волшебство», 2002 г.) авторства Войнаровской. «Огнекрылый дракон» — гипнотическая смесь медитативной «Баллады о белых крыльях и алых лепестках» («Волшебство», 2002 г.), релаксирующей «Зафиксировать вечность» («Сияние», 2004 г.) и фолка, принадлежность к которому регулярно и безосновательно инкриминируют группе Flёur.

Елена ВойнаровскаяНельзя не отметить, что в заглавной композиции «Присутствия» играет настоящая арфа — тот самый инструмент, о котором Войнаровская мечтала на заре своей карьеры. По доброй традиции, присущей релизам одесского лейбла Cardiowave, в альбоме промелькнуло несколько интересных гостей «со стороны». В их числе — лидер культовой команды My Personal Murderer Евгений Чеботаренко, известный в Украине специалист по игре на этнических инструментах Дмитрий Земский, электронщик Павел Голубовский, проживающий в Германии, Андрей Басов и Олег Митрофанов из одесской группы «Легендарные Пластилиновые Ноги» (последний, впрочем, не столько гость, сколько музыкант, умудряющийся трудиться «на два фронта» сразу).

Отдельной похвалы заслуживает труд звукоинженера Алексея Нагорных, работавшего над сведением пластинки при участии Елены Войнаровской, а также арт-директора лейбла Cardiowave Дмитрия Векова. Невзирая на плотные, насыщенные инструментами аранжировки, диск звучит воздушно, почти невесомо.  То есть, именно так, как и должен звучать идеальный аккомпанемент для хрупкого голоса Елены.

Комбинация из проверенного временем поэтического таланта Войнаровской и доведённого до совершенства музыкального языка участников группы Flёur достойно выдерживает конкуренцию в борьбе со многочисленными новичками отечественной сцены за внимание аудитории. Один из основных козырей Елены — работа с опорой на принципы настоящего искусства, которые заключаются не в использовании броских эффектов, а в оперировании вечными духовными ценностями. В тщательной проработке не только формы, но и содержания. Вряд ли «Присутствие» окажется в шорт-листе какой-либо модной музыкальной премии. Но то, что оно попадёт в самое сердце чуткого неравнодушного слушателя, практически не вызывает сомнений.

Трек-лист:
1. Присутствие
2. Карфаген
3. Двое у окна
4. Кофейные зёрнышки
5. Эдельвейсы
6. Банка с краской
7. Огнекрылый дракон
8. Налегке
9. Если выпадет снег
10. Тысячи вольт
11. Город в солнце
12. Автопортрет
13. Уходили парни на войну
14. Большая ложь
15. То, что делает нас людьми
Текст обзора: Антон Бессонов («Тим Талер»)
© Рок.Київ

 
РЕКОМЕНДАЦІЇ
No comment
НОВИНИ
No comment
24.03.2022

No comment

Огляд сцен на 360 градусів, живі трансляції та навіть фудкорти
АНОНСИ
Огляд сцен на 360 градусів, живі трансляції та навіть фудкорти
09.09.2020

19-20 вересня на українській онлайн-платформі hover.link пройде перший захід — БеZVIZ Pre-party 1.5. Це простір, який максимально відтворює музичний фест у реальності